Урок 4. Кибербуллинг
Термин «кибербуллинг» происходит от английского существительного «bullying» - запугивание, издевательство, травля.
Кибербуллинг- это агрессивные умышленные действия совершаемые группой лиц в сети Интернет с целью причинения Жертве моральных, а иногда и физических страданий (когда, например, унижение, избиение или изнасилование Жертвы снимают на камеру и потом размещают в сети Интернет).

Есть 3 принципиальных отличия кибербуллинга от кибертроллинга:

Кибербуллинг совершается группой лиц, знакомых между собой, как правило, это одноклассники или ученики одной школы.
Кибербуллинг носит систематический характер и направлен в отношении определенной Жертвы знакомой с организаторами травли.
Кибербуллинг направлен не против контента, размещенного Жертвой, а против самого человека.

При отсутствии противодействия происходит эскалация агрессии.

Организаторы травли, чувствуя свою безнаказанность, переходят от острот и едких комментариев в адрес жертвы к размещению карикатур, унизительных фотографий и далее начинают снимать и размещать видеоконтент с издевательствами над Жертвой. Часто взрослые (родители, учителя) узнают о кибербуллинге когда агрессоры переходят к физическим издевательствам и насилию.
Основные формы кибербуллинга:
1
Бойкот.
Исключение Жертвы из всех чатов и групп, где общаются одноклассники.
2
Домогательство.
Систематическая отправка оскорбительных сообщений на электронную почту Жертвы, в мессенджер или их размещение на странице Жертвы в социальной сети.
3
Троллинг.
Создание в социальной сети или в мессенджере страницы «стены ненависти», на которой группа кибербуллеров размещает оскорбительные сообщения в отношении Жертвы, также оскорбительные сообщения направляются Жертве в мессенджер, размещаются на ее странице в социальной сети.
4
Аутинг.
Размещение личных фотографий, скриншотов переписки в социальной сети или по мобильному телефону, представляющих Жертву в невыгодном свете, порочащих ее честь и достоинство.
5
Диссинг.
Размещение на фото и видеохостингах, а также в социальных сетях и мессенджерах фотографий и видеозаписей с участием Жертвы, сделанных кибербуллером (явно или тайно) и представляющих жертву в неприглядном виде, например, в нетрезвом состоянии, во время переодевания в раздевалке, в душе, в туалете и так далее.
6
Насилие.
Размещение на фото и видеохостингах, а также в социальных сетях и мессенджерах фотографий и видеозаписей с участием Жертвы, демонстрирующих издевательства, унижение, избиение или изнасилование Жертвы.
7
Фрейпинг.
Взлом аккаунта Жертвы и размещение от ее имени нежелательного контента.
8
Кетфишинг.
Создание поддельного аккаунта и копирование на него контента с аккаунта Жертвы. Поддельный аккаунт используется для дискредитации Жертвы путем отправки провокационных сообщений якобы от ее имени, размещения сомнительного контента. Опасность данной формы заключается в том, что Злоумышленник может действовать незаметно долгое время, постепенно ухудшая репутацию Жертвы через поддельный аккаунт вплоть до его обнаружения.

Сейчас кибербуллинг является, пожалуй, самой острой проблемой для детей, родителей, учителей и администрации учебных заведений.

Для этого есть следующие причины:
1
Тема травли в школах не является новой, в той или иной мере с этим сталкивались все школьники, большинство в роли наблюдателей. В советском кино тема буллинга поднята в фильме 1983 года «Чучело» (режиссер Ролан Быков).

Поэтому процесс подготовки учителей включает навыки выявления и устранения проявлений буллинга, а также проведение профилактических мер по его предупреждению.

Однако это касается школы, т.е. территории, где дети находятся на глазах у учителя, он контролирует ситуацию и оперативно принимает необходимые меры. В тоже время Интернет пространство находится вне видимости, как учителей, так и родителей, что не позволяет взрослым выявить кибербуллинг на этапе возникновения и развития.

Кроме того, сами методики выявления и противодействия кибербуллингу только начинают появляться и внедрятся в процесс подготовки учителей.
2
Киребуллинг – одно из проявлений деструктивного поведения группы, когда часть коллектива (класса), а то и весь коллектив начинают слаженно действовать против Жертвы, т.е. все члены группы оказываются так или иначе вовлечены в процесс, при этом каждый играет свою роль: Жертва, Организатор(ы), Участники, Наблюдатели (сами не участвуют, но и не высказывают неодобрения действиями Организатора и Участников). Таким образом, кибербуллинг приводит к негативным, а часто и трагичным последствиям не только для Жертвы, но и для всего коллектива.

Использование мессенджеров и социальных сетей выводит деструктивное поведение на всеобщее обозрение, что приводит к лавинообразному нарастанию негатива и гораздо более страшным последствиям для всех членов коллектива.
Подробнее об этом можно узнать в пособии Людмилы Петрановской «Травли NET»
3
Низкий уровень осознанности школьников, размытые личные границы.

Зачастую несовершеннолетние организаторы интернет-травли не отдают себе отчета в противоправности и наказуемости своих действий.

Школьники не осознают, что их действия в месеенджерах и в социальных сетях далеко не тоже самое, что и в компьютерной игре и в отличие от игры, эти действия будут иметь последствия в реальном мире.
4
В Российском законодательстве понятие «кибербуллиг» или «интернет травля» отсутствуют. Нет четкого понимания, как привлекать к ответственности за кибербуллинг, особенно детей и подростков, в отношении которых статьи административного кодекса (5.61 “Оскорбление” и 5.61.1 “Клевета”) и уголовного кодекса (128.1. “Клевета”) не применяются в силу возраста. «Суровость» наказания за оскорбление в виде штрафа от 3 до 5 тысяч рублей также обуславливает нежелание жертв обращаться в суд и фактически провоцирует безнаказанность виртуальных агрессоров.

Как защитить ребенка от кибербуллинга:

Рассказать ребенку о существовании такой угрозы.
Объяснить недопустимость организации или участия в интернет травле.
Объяснить, что интернет травля является противоправным действием за которое нужно будет нести ответственность и последствия могут быть крайне негативными как для ребенка, так и для родителей.
Поддерживать доверительные отношения с ребенком, быть в курсе его круга общения, следить за его настроением.
Объяснить ребенку правила безопасного поведения в сети, порядок защиты аккаунтов, создание безопасных паролей и т.д
Если ребенок стал жертвой кибербуллинга:
  • оказать ребенку психологическую поддержку
  • собрать материалы, подтверждающие факты интернет-травли: скриншоты странц в социальных сетях, переписку в мессенджерах и так далее
  • вникнуть в суть происходящего, выявить организаторов и участников интернет-травли
  • при необходимости получить консультацию у компетентных специалистов:
травлинет.рф - чат с линией помощи и горячая линия помощи 8-800-500-44-14
http://detionline.com/ - чат с линией помощи
  • довести информацию до сведения классного руководителя или администрации школы, если агрессоры не являются одноклассниками
  • после доведения информации через несколько дней составить с представителем школы второй разговор с целью получения информации о том, какие действия, и в какие сроки будут предприняты для прекращения интернет-травли
  • если администрация школы не принимает никаких мер, то записаться на прием к директору и предать официальную письменную жалобу на бездействие администрации, вам должен быть предоставлен официальный ответ исходя из которого вы поймете, принимаются меры или нет, если нет, то можно обращаться уже в департамент образования города или района, к которому относится школа

Важно помнить, что администрация школы ограничена в способах и средствах противодействия кибербуллингу.

Например, классный руководитель может провести разъяснительную работу с организаторами и участниками травли и их родителями. Успех такой работы во многом зависит от позиции родителей, мастерства и убедительности учителя, его авторитета в классе.

Бывает, что ситуация ухудшается и Жертве объявляют бойкот или происходит эскалация агрессии в качестве месте за то, что Жертва пожаловалась родителям. Также бывает, что ситуация переходит в конфликт между взрослыми, когда родители организаторов и участников интернет-травли начинают защищать и выгораживать своих детей вместо принятия воспитательных мер. В этом случае родителям Жертвы однозначно нужна помощь специалистов чтобы выработать линию поведения адекватную сложившейся ситуации.
Статьи к уроку:
В Москве школьники изнасиловали младшеклассника и сняли это на камеру. Директора пытались скрыть надругательство от родителей.
Камчатские подростки изнасиловали сверстника, сняв свои действия на смартфон.
Школьники всю ночь снимали на видео, как насиловали подругу.
Кибербуллинг: как защитить ребёнка от нападок в интернете
Что такое кибербуллинг и как от него защититься
Каковы последствия кибербуллинга?